В нашем распоряжении оказалась внутренняя инструкция регионального УФНС, где перечислено, на что инспектор обязан обратить внимание, проверяя компанию.
Имеет ли та или иная сделка отношение к вашему бизнесу, налоговик определяет заочно, изучив строку «назначение платежа» в выписке об оборотах по счетам.
Внимание инспекторов привлечёт, например, ситуация, когда торговая компания, имеющая в штате четырёх менеджеров, заключает договор на проведение тренинга по продажам, в котором стоимость разовой услуги в разы превышает годовой доход всех штатных менеджеров. При этом после проведения тренинга у компании не появилось новых клиентов и не произошло роста оборотов.
Совет. Налоговый кодекс требует экономически оправдывать расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли, поэтому в договор на не характерную для компании деятельность нужно включить раздел «Цель договора», в котором описать, в связи с чем заказчик поручает исполнителю проведение работ или услуг и какой результат планируется достигнуть. Традиционно внимание инспекторов привлекают различные маркетинговые, консультационные и информационные услуги.
Вариаций на тему ухода от налогов при помощи посредников множество. Инспекторы всегда относились к таким операциям настороженно, особенно если необходимость в посреднике не очевидна или он получил значительное вознаграждение.
Посредническая схема безопасна, если контрагент в реальности контактирует с поставщиком. Налоговики потребуют доказательств этих контактов. Им также нужно будет разъяснить причину привлечения посредника, которую можно обосновать деловыми связями, квалификацией и опытом посредника. При этом затраты на его привлечение должны быть экономически обоснованы.
Совет. В договоре с посредником должны быть указан характер услуг и размер вознаграждения. Необходим также отчёт о выполнении работ.
Если фирма-контрагент зарегистрирована незадолго до совершения сделки, налоговики считают это признаком получения необоснованной налоговой выгоды.
В такой ситуации компании сложно будет объяснить, как она выбирала контрагента и как удостоверилась в его деловой репутации. В результате налоговики сочтут, что руководство компании не проявило должной осмотрительности при выборе партнёра.
Совет. Не дожидаясь прихода налоговиков, самостоятельно проверьте дату регистрации контрагента и старайтесь избегать сделок с контрагентами - «новичками».
Налоговики всегда хотят удостовериться, ведёт ли вызвавший подозрения контрагент реальную деятельность — есть ли у него офис, производственные площади или склады, платит ли фирма за аренду.
Налоговики обычно приезжают на указанный в регистрационных документах адрес, пытаются найти организацию. Если они установят, что такой организации нет, попытаются найти собственника помещений, чтобы допросить его о том, арендовала ли названная организация вообще когда-нибудь что-то по данному адресу.
Совет. Это стандартный ход по проверке контрагента любого налогоплательщика. Если контрагент отсутствует по адресу регистрации, то налоговики смогут доказать фиктивность компании, у который нет офиса и производственных помещений, а значит, никакой реальной деятельности она не ведёт.
Допрос директора фирмы-контрагента и экспертиза подписи директора — самый надёжный аргумент налоговиков для доказательства сотрудничества с фирмой-однодневкой. Показания директора, который от всего отказался, особенно подкреплённые экспертизой подписи, сводят в суде шансы налогоплательщика к нулю.
Совет. Уберечь вашу компанию от налоговых претензий могут только реальные доказательства, подтверждающие факт хозяйственных операций с контрагентом. Рассчитывать на «внятность» и последовательность подставного директора контрагента не стоит.
Это ещё один используемый налоговиками способ убедиться в том, что компания пытается получить необоснованную налоговую выгоду.
Совет. Все эти факты налоговики устанавливают при анализе налоговой и бухгалтерской отчётности, по выпискам из банка. Квалификацию сотрудников устанавливают на допросе свидетеля. В протоколе допроса есть графы об образовании и месте работы.
Налоговики обязательно убедятся, есть ли в принципе у вашего контрагента автомобили и водители, а также проверят пропуска на автомобили и сотрудников, которые доставляли вашей компании заказанный товар. Эти сведения они сопоставят с информацией о водителях и автомобилях в транспортных накладных. Практика показывает, что многие предприниматели не хранят документы, подтверждающие доставку товара поставщиком.
Совет. При отсутствии транспортных накладных или наличии накладных с «липовыми» сведениями решение налоговой и суда будет однозначно не в пользу компании.
Государство готовится ещё более ужесточить наказание за налоговую оптимизацию. В Налоговый кодекс будут внесены поправки, которые запретят совершать любые фиктивные сделки с фирмами-однодневками и получать от этих сделок необоснованную налоговую выгоду. Кроме того, поправки сделают проявление должной осмотрительности при выборе контрагента такой же обязанностью, как оплата налогов. Статья 199 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций» получит более широкое применение. О том, готовы ли вы к таким изменениям, лучше задуматься именно сейчас, если вы хотите остаться на свободе и в бизнесе.
Впервые опубликовано на сайте журнала Forbes.ru
cont📧ct © 123lab.ru d💰nate 2006-2024 хостинг🌐сайтов